Магический алтарь
Все, кто когда-либо интересовался магией и оккультизмом, знают, что у каждого мага или ведьмы обязательно должен быть личный алтарь. Однако зачастую не все понимают, зачем он, собственно, нужен и какие функции должен выполнять. Поэтому время от времени возникают существенные разногласия в том, что же такое «настоящий» магический алтарь и как именно он должен выглядеть.
Чтобы разобраться в этом вопросе, вначале следует обратиться к древней истории. Само слово «алтарь» происходит от латинского "altarium" и в прямом переводе означает «навершие жертвенника» или просто «высокий жертвенник». Однако было бы неправильным сводить назначение алтарей исключительно к жертвоприношению. Даже в глубокой древности для ритуалов принесения жертвы существовали особые места – жертвенники. У алтаря функции несколько иные.
В первую очередь алтарь – это то место, где нематериальные силы могут вступать в контакт с материальным миром. В рамках любой религии алтарь – это своеобразное окно, через которое боги смотрят в наш мир и общаются со своими последователями. Иными словами, это сакральное место, символизирующее определенное божество и воплощающее его силу, а также место хранения сакральных инструментов.
В современном оккультизме магический алтарь рассматривается как место личной силы мага, его рабочая площадка. Иначе говоря, это основной инструмент воздействия на окружающую реальность, отражающий личность самого мага и представляющий собой своеобразную модель мира в миниатюре.
Пожалуй, наиболее ярко этот постулат сформулировала известная австралийская художница и колдунья-викканка Люси Кавендиш: «Создавая магический алтарь мы творим целый мир в середине мира, совершенно особое место - для того, чтобы там размышлять, заниматься магией, творить заклинания, медитировать, смеяться и общаться с божественным. Алтарь является отражением того, что мы из себя представляем в энергетическом плане».
Магический алтарь может быть посвящен какому-либо божеству, если маг работает в рамках какой-то религиозной традиции, а может и не иметь привязки к определенному религиозному учению. Он может быть оснащен целым арсеналом магических инструментов или напоминать небольшую коллекцию необычных безделушек, имеющих ценность только для своего владельца.
К примеру, для западноевропейской церемониальной магии характерен обширный набор алтарных инструментов, изготовленных по определенным правилам, строгое оформление самого алтаря, предписанное традицией, с использованием сложной системы разнообразных магических символов.
В то же время оформление алтаря ведьмы или адепта одного из неоязыческих течений может быть крайне минималистичным, при котором символы сил и стихий обозначены самыми обыденными предметами: птичье перышко как символ стихии Воздуха, горстка соли в качестве стихии Земли, пара свечей как воплощение огня и небольшая чаша с водой. На некоторых алтарях возможно также встретить какие-либо изображения, статуэтки или предметы, символизирующие для конкретной колдуньи те или иные силы.
Поэтому каких-либо единых универсальных требований к внешнему виду, форме и оформлению алтаря просто не существует. Каждая ведьма и каждый маг создает свой алтарь индивидуально в соответствии с собственными представлениями и склонностями, и руководствуясь только самыми общими правилами.
Что такое "типичный" алтарь ведьмы
И все же, как должен выглядеть колдовской алтарь, если никаких четко сформулированных правил не существует? На этот вопрос со всей определенностью можно сказать только одно: во всех случаях очень по-разному.
В качестве колдовского алтаря может использоваться как специально созданный для этого алтарный столик или тумбочка, так и обычный плоский камень, положенный на подоконник, каминная полка или живописный пенёк на лесной поляне. Хотя, безусловно, предметы, созданные опытными мастерами специально для той или иной магической работы, существенно удобнее и эффективнее в использовании, чем любые другие.
Алтарь может быть стационарным, домашним, или портативным мини-алтарем, напоминающим маленькую подставочку с одной свечой, которую можно переносить куда угодно. Он может быть даже эфемерным, когда все строительство сводится к набрасыванию алтарного покрывала на любую относительно ровную поверхность и расположению на ней минимально необходимого набора инструментов. Более того, алтарь может ничем не напоминать ритуальный предмет и в то же время быть абсолютно рабочим. Достаточно вспомнить знаменитые Нанта-бэг, широко распространенные в итальянской Стрегерии, – небольшие мешочки, наполненные самыми обыденными предметами, символизирующими могущественные силы.
И все же для постоянной магической практики наиболее удобен полноценный стационарный алтарь, установленный в определенном месте, к которому всегда есть доступ. Такой алтарь помогает магу эффективно концентрировать свою силу, накапливая ее от ритуала к ритуалу. Хотя для обрядов часто используют особые алтарные столики, созданные мастерами из дерева или металла, стационарный алтарь удобнее всего сделать из тумбочки или небольшого комода. В этом случае верхняя поверхность мебели становится рабочей площадкой, на которой непосредственно производятся все манипуляции, а нижний ярус с закрытыми ящичками и полками может послужить прекрасным хранилищем, где до нужного момента содержатся все колдовские предметы, надежно укрытые от посторонних любопытных глаз.
Обычно принято считать, что типичный колдовской алтарь оснащается некоторым набором инструментов, воплощающих те силы и стихии, которые маг использует в своей практике. Это могут быть фигурки божеств-покровителей, алтарные пентакли, покрывала, кубки и чаши как отражение водной стихии, камни и кристаллы, воплощающие стихию Земли, различные курительницы, ароматические палочки или птичьи перышки как символ Воздуха, и, конечно же, свечи.
Алтарные свечи не просто воплощают в себе стихию Огня, но и выполняют множество иных разнообразных функций. Они используются в ритуалах и обрядах для создания определенной атмосферы, для концентрации и направления энергии, для придания заданной формы намерению мага. Поэтому к выбору алтарных свечей, их цвету, размеру и фактуре всегда нужно подходить очень тщательно. Пожалуй, уделяя этому вопросу больше внимания, чем подбору всех прочих инструментов. Поскольку зачастую именно от качества и правильности выбора алтарных свечей зависит успешность и эффективность всего обряда.
Кроме традиционных ритуальных предметов и инструментов на магических алтарях часто можно встретить, казалось бы, совершенно неуместные вещи: необычные украшения, четки из природных камней и стеклянных бусин, медные и серебряные монетки, разноцветные перышки или шерстяные нитки, цветы и засушенные травы, гроздья рябины, колосья пшеницы, кости животных и многое другое. И это отнюдь не случайность.
Каждый предмет на магическом алтаре имеет свое значение, является символом некоей силы или явления, с которыми взаимодействует хозяин алтаря. Каждая вещь на алтаре накапливает память о выпущенной в мир магии, концентрирует в себе определенные энергии. Поэтому любой предмет на магическом алтаре требует к себе внимательного и уважительного отношения.
В то же время существует весьма жесткое правило: на колдовском алтаре не должно быть ничего лишнего или постороннего. Это значит, что даже на короткое время не следует класть или ставить на алтарь ничего, что не имеет отношения к магической работе. Никаких чашек с чаем, которые «некуда поставить», никакой расчески, положенной «случайно на минуточку», никакого мобильника, даже если он зазвонил в неподходящий момент. Не стоит нарушать выстроенную энергетическую структуру – это может обернуться весьма неприятными сбоями в дальнейшей работе.
В целом же можно сказать, что магический алтарь всегда в первую очередь отражает характер и склонности своего владельца, воплощает его личную силу. Поэтому, создавая свой собственный алтарь, не стоит особо беспокоиться из-за точного «следования традиции», намного важнее подобрать те предметы, которые будут служить эмоциональными триггерами, создавая так необходимое для успешной работы «магическое» настроение.